ГОСТ 21.204-93
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА ПРОЕКТНОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
УСЛОВНЫЕ
ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ И СООРУЖЕНИЙ
ТРАНСПОРТА
Межгосударственная научно-техническая
комиссия
по стандартизации и техническому нормированию
в строительстве
Минск
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Центральным
научно-исследовательским и
проектно-экспериментальным институтом по методологии, организации, экономике и
автоматизации проектирования (ЦНИИпроект), проектным институтом № 2 (ПИ-2), проектным и
научно-исследовательским институтом промышленного транспорта (АО "ПромтрансНИИпроект"),
государственным институтом проектирования городов Российской
Федерации (Гипрогор)
ВНЕСЕН Госстроем России
2 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому
нормированию в строительстве 10 ноября 1993 г.
За принятие стандарта
проголосовали:
|
Наименование
государства
|
Наименование органа государственного
управления строительством
|
|
Азербайджанская Республика
|
Госстрой Азербайджанской
Республики
|
|
Республика Армения
|
Госупрархитектура Республики Армения
|
|
Республика Беларусь
|
Госстрой Республики Беларусь
|
|
Республика Казахстан
|
Минстрой Республики Казахстан
|
|
Киргизская Республика
|
Госстрой Киргизской
Республики
|
|
Российская Федерация
|
Госстрой
Россия
|
|
Республика Таджикистан
|
Госстрой Республики Таджикистан
|
|
Украина
|
Минстройархитектуры Украины
|
3
ВЗАМЕН ГОСТ 21.108-78
Содержание
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Система
проектной документации для строительства
УСЛОВНЫЕ
ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ И СООРУЖЕНИЙ
ТРАНСПОРТА
System of building design documents,
Graphical symbols and signs of elements of
general layouts and transport
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт
устанавливает основные условные графические обозначения и изображения,
применяемые на чертежах генеральных планов предприятий, сооружений (в т.ч. сооружений транспорта) и жилищно-гражданских объектов различного назначения.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
ГОСТ 2.303-68 ЕСКД.
Линии
ГОСТ 2.749-84 ЕСКД. Элементы и устройства
железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки
3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1
Проектируемые здания, сооружения, инженерные
сети, транспортные устройства, элементы озеленения
и благоустройства (далее - элементы генеральных планов и сооружений транспорта)
изображают на чертежах с применением условных
графических обозначений и упрощенных изображений,
установленных настоящим стандартом. Существующие
элементы генеральных планов и сооружений
транспорта, а также используемые на чертежах условные сокращенные наименования
материала покрытий, дорог, отмосток, тротуаров и т.
п. выполняют в соответствии с "Условными
знаками для топографических планов масштабов 1:5000,1:1000,1:500" [1].
3.2
Изображения проектируемых
наземных и надземных зданий, сооружении, инженерных сотен и транспортных устройств выполняют сплошной толстой
основной линией, подземных - штриховой толстой
линией по ГОСТ 2.303.
Границу изменения покрытия
наносят пунктирной линией, по обе стороны которой указывают сокращенное
наименование материала покрытия.
3.3
Элементы генеральных планов и сооружений транспорта, подлежащие разборке или сносу, изображают в соответствии с рисунком 1. Здания и сооружения, подлежащие реконструкции,
изображают в соответствии с рисунком 2.
3.4
Условные графические обозначения и изображения выполняют в масштабе чертежа с учетом
рекомендуемых размеров, приведенных в таблицах в миллиметрах.
3.5
Условные графические обозначения проектируемых устройств железнодорожной
сигнализации, централизации и блокировки принимают по ГОСТ 2.749.
3.6
Примененные условные графические обозначения и изображения, не вошедшие в
настоящий стандарт, следует пояснять на чертежах.
4 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАНИЦ
ТЕРРИТОРИЙ
Условные графические
обозначения границ территорий выполняют в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
|
Наименование
|
Обозначение
|
|
1 Граница
землепользования (землевладения)
|
|
|
2 Граница
отвода земель для железных и автомобильных дорог
|
|
|
3 Условная граница
территории проектируемого предприятия, сооружения, жилищно-гражданского
объекта
|
|
|
4 «Красная»
линия
|
|
|
5 Граница
регулирования застройки
|
|
|
6 Граница
зоны санитарной охраны
|
|
5 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЧЯ И
ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
5.1
Основные условные графические обозначения и изображения проектируемых зданий и
сооружений выполняют в соответствии с таблицей
2.
5.2
Условные графические изображения многосекционных жилых зданий на чертежах в
масштабе 1:500 и 1:1000 выполняют, разбивая их на секции и указывая входы.
5.3
внутреннюю сторону линии контура условного графического изображения здания и сооружения совмещают с
координационными осями.
Таблица 2
|
Наименование
|
Обозначение и изображение
|
|
1 Здание
(сооружение)
|
|
|
а) наземное
|
|
|
б)
подземное
|
|
|
в)
нависающая часть здания
|
|
|
2 Навес
|
|
|
3 Проезд,
проход в уровне первого этажа здания (сооружения)
|
|
|
4 Переход
(галерея)
|
|
|
5 Вышка,
мачта
|
|
|
6 Эстакада
крановая
|
|
|
7 Высокая
платформа (рампа) при здании (сооружении)
|
|
|
8 Платформа
(с пандусом и лестницей)
|
|
|
9 Стенка
подпорная
|
|
|
10
Контрбанкет, контрфорс
|
|
|
11 Берегоукрепление,
оврагоукрепление
Примечание - Вместо многоточия
проставляют наименование материала укрепления
|
|
|
12 Откос:
|
|
|
а) насыпь
|
|
|
б) выемка
|
|
|
Примечания
1 Штриховку откоса при значительной протяженности показывают
участками.
2 Вместо
многоточия проставляют наименование материала укрепления и крутизну откоса
|
|
|
13 Ограждение территории с
воротами
|
|
|
14 Площадка, дорожка, тротуар:
|
|
|
а) без покрытия
|
|
|
б) с булыжным покрытием
|
|
|
в) с плиточным покрытием
|
|
|
г) с оборудованием
|
|
|
Примечания
1 В случае применения других материалов покрытия
используют графическое изображение 14а, дополняя его полным или сокращенным наименованием
материала (согласно 3.1), которое указывают на полке линии-выноски.
2 В условном изображении
14г для примера показан однобалочный мостовой край на площадке без покрытия.
|
|
5.4 При выполнении упрощенных
изображений зданий и сооружений, приведенных в 1в, 2, 4 таблицы 2, наличие опор в проектном положении указывают
знаком "+". При этом количество опор, ворот и дверей должно
соответствовать фактическим данным.
6 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
И ИЗОБРАЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВ
6.1 Условные графические обозначения и изображения
проектируемых транспортных сооружений и устройств на планах выполняют в
соответствии с таблицей 3.
6.2 Номер и техническую категорию железнодорожного пути
указывают в разрыве условного графического изображения линии пути. Главные
станционные пути обозначают римскими цифрами, прочие станционные и
внутриплощадочные пути - арабскими цифрами.
Размер шрифта
для обозначения путей, парков и стрелочных переводов должен быть на один-два
номера больше, чем размер шрифта, принятого для размерных чисел на том же
чертеже, но не более 5 мм.
Техническую
категорию указывают при необходимости римской цифрой в кружке диаметром 10 мм.
6.3 В условных графических обозначениях мостов,
путепроводов, путей подвесных дорог расстояния между опорами, размеры опор и
др. переменные параметры принимают по фактическим данным.
Таблица 3
|
Наименование
|
Обозначение и
изображение
|
Размер, мм
|
|
для
М 1:500;
М 1:1000;
|
для
М 1:2000;
М 1:5000;
|
|
1
Автомобильная дорога
|
|
-
|
-
|
|
2 Путь
железнодорожный колеи 1520 мм
|
|
-
|
-
|
|
3 Путь
железнодорожный узкой колеи
|
|
-
|
-
|
|
4 Путь трамвайный
|
|
-
|
-
|
|
5 Путь
метрополитена:
|
|
|
|
|
а)
наземный
|
|
-
|
-
|
|
б)
подземный
|
|
|
|
|
6 Путь
скоростного трамвая:
|
|
|
|
|
а)
наземный
|
|
-
|
-
|
|
б)
подземный
|
|
|
|
|
7 Путь
подвесной дороги:
|
или
|
-
|
-
|
|
а)
рельсовой
|
|
-
|
-
|
|
б)
канатной
|
|
-
|
-
|
|
8
Направление движения транспорта
|
|
|
|
9 Ворота
габаритные
|
|
|
|
|
а) на
автомобильной дороге
|
|
|
|
|
б) на
железнодорожном пути
|
|
|
|
|
10 Пикет:
|
|
|
|
|
а) железнодорожного
пути
|
|
|
|
б)
автомобильной дороги
|
-
|
|
|
|
11 Пикет
неправильный
|
|
|
|
|
12 Уклоноуказатель на железнодорожном пути
Примечания
1 Цифры обозначают: отметку
головки рельса в точке перелома профиля; уклоны в промилле и соответствующие
расстояния в метрах; привязку к пикетам.
2 Знак
наносят в случаях, когда на плане изображено два и более железнодорожных
путей для обозначения тех путей, к которым относится уклоноуказатель
|
|
|
|
|
13 Вершина
угла поворота оси трассы железнодорожного пути и автомобильной дороги
|
|
|
|
14 Начало
и конец круговой кривой
|
|
|
|
15 Начало
и конец переходной кривой
|
|
|
|
16
Указатель километров:
|
|
|
|
|
а) железнодорожных
путей
|
|
|
|
|
б) автомобильных дорог
|
|
|
|
|
Примечание
Для существующих железнодорожных путей и
автомобильных дорог затушевку указателя километров
не выполняют
|
|
|
|
|
17 Группировка основных путей парка
Примечание Слева от значка группировки указывают наименование парка, справа в числителе -обозначение и
число путей, в знаменателе - наименьшее и наибольшие полезные длины путей
|
|
|
|
|
18 Парк и
группа путей:
|
|
|
|
|
а) парк приема
|
П
|
-
|
-
|
|
б) парк отправления
|
О
|
-
|
-
|
|
в)
приемо-отправочный парк
|
ПО
|
-
|
-
|
|
г)
транзитный парк
|
ТР
|
-
|
-
|
|
д) группировочный парк
|
ГП
|
-
|
-
|
|
е)
сортировочный парк
|
С
|
-
|
-
|
|
ж)
сортировочно-отправочный парк
|
СО
|
-
|
-
|
|
19 Стрелочный
перевод с номером перевода и обозначением центра перевода:
|
|
|
|
|
а) одиночный несимметричный
|
|
|
|
|
б)
одиночный несимметричный
|
|
|
|
|
в)
сдвоенный односторонний
|
|
|
|
|
г)
сдвоенный разносторонний
|
|
|
|
|
д) перекрестный
Примечание
Централизованные
стрелочные переводы показывают с заливкой хвостовой части
|
|
|
|
|
20 Пересечение путей глухое
|
|
-
|
-
|
|
21 Сплетение путей
|
|
|
|
|
22 Конец рельсового пути
|
|
|
|
|
а) без упора
|
|
|
|
б) с упором
|
|
|
|
23 Сбрасыватель
башмака:
|
|
|
|
а) усовой
|
|
|
|
б) клиновой
|
|
|
|
24 Горка сортировочная
|
|
|
|
|
25 Полугорка
сортировочная
|
|
|
|
|
26 Круг поворотный
|
|
-
|
|
|
27 Весы:
|
|
|
|
|
а) вагонные
|
-
|
По типу зданий и сооружений
|
|
|
б) автомобильные
|
По типу зданий и сооружений
|
-
|
-
|
|
28 Колонка
раздачи ГСМ
|
|
|
|
29 Край -
опробования тормозов
|
|
|
|
30 Устройство пневмообдувки стрелок
|
|
|
|
31 Переезд:
|
|
|
|
|
а) с деревянным
настилом
|
-
|
|
|
|
б) с
железобетонным настилом
|
-
|
|
|
|
32 Мосты и путепроводы:
|
|
|
|
|
а) на железных
дорогах
|
|
|
|
|
б) на автомобильных дорогах
|
-
|
|
|
|
33 Путепроводы тоннельного типа:
|
|
|
|
|
а) на железных
дорогах
|
|
|
|
|
б) на автомобильных дорогах
|
-
|
|
|
6.4
Условные графические обозначения и изображения сооружений и устройств на продольных
профилях проектируемых железнодорожных путей и автомобильных дорог выполняют в
соответствии с таблицей 4.
В условных графических обозначениях элементов существующих сооружений
и устройств, приведенных в 1-3, 5,
13 таблицы 4, затушевку не
выполняют.
6.5
Размеры изображений, приведенных в 16,
17, 19, 22 таблицы
4, принимают по фактическим размерам проектируемого
сооружения. Количество пролетов в изображении моста, путепровода,
виадука, эстакады должно соответствовать
фактическим данным.
В изображении путепровода, виадука, эстакады, располагаемых на незатопляемых
территориях, отметки горизонтов высоких (ГВВ) и
меженных (ТМВ) вод не
указывают.
Таблица 4
|
Наименование
|
Обозначение и изображение
|
Размер, мм
|
|
1
Железнодорожная станция
|
|
|
|
а) участковая
|
|
|
|
б) промежуточная
|
|
|
|
в) грузовая
|
|
|
|
г) сортировочная
|
|
|
|
д) пассажирская
|
|
|
|
е) промышленная грузовая
|
|
|
|
ж) промышленная сортировочная
|
|
|
|
2 Разъезд, обгонный пункт и
пост
|
|
|
|
а) разъезд
|
|
|
|
б) обгонный пункт
|
|
|
|
в) пост
|
|
|
|
3 Пункт
остановочный пассажирский
|
|
|
|
4 Стрелочный перевод
Примечание - Направление лучей, образующих угол стрелки,
должно соответствовать положению стрелочного перевода в плане (лево- и правостороннее),
а вершина угла должна быть направлена в сторону остряков
|
|
|
|
5 Переезд:
|
|
|
|
а) неохраняемый
|
|
|
|
б) охраняемый
|
|
|
|
в) переустраиваемый
|
|
|
|
6 Устройство раздельного
пункта:
|
|
|
|
а) основное депо
|
|
|
|
б) оборотное депо
|
|
|
|
в) пункт оборота локомотивов
|
|
|
|
г) пункт смены локомотивных и
поездных бригад
|
|
|
|
д) вагоноремонтное депо
|
|
|
|
е) пункт технического осмотра
|
|
|
|
ж) контроль тормозов
|
|
|
|
з) пункт поездного водоснабжения
|
|
|
|
7 Пересечение инженерных сетей
надземных на высоких опорах:
|
|
|
|
а) линий электропередачи
|
|
|
|
б) линий связи и сигнализации
|
|
|
|
в) трубопроводов различного
назначения
|
|
|
|
8 Пересечение
инженерных сетей подземных:
|
|
|
|
а) трубопроводов различного назначения
|
|
|
|
б) каналов различного
назначения
|
|
|
|
в) кабелей
Примечание к пунктам 7 и 8 - Слева от выносной линии
вместо точек указывают краткое наименование инженерной сети или ее обозначение,
а также высоту опоры. Изображение дополняют отметкой уровня
|
|
|
|
9 Канава нагорная или
водоотводная
|
|
|
|
10 Дренаж
|
|
|
|
11 Сброс воды
Примечание - Направление стрелки соответствует направлению возрастания
километража, а ее наклон вверх обозначает сброс воды влево, вниз - сброс воды
вправо
|
|
|
|
12 Репер или марка
геодезическая
|
|
|
|
13 Указатель
километров
|
|
|
|
14 Пикеты неправильные:
|
|
|
|
а) на новых линиях
|
|
|
|
б) на вторых путях Примечание - Цифры на пересечении
диагоналей обозначают расстояние между пикетами
|
|
|
|
15 Лоток
|
|
|
|
16 Дамба
|
|
-
|
|
17
Фильтрующая насыпь
|
|
-
|
|
18 Труба водопропускная:
|
|
|
|
а) круглая
|
|
|
|
б) прямоугольная
|
|
|
|
19 Мост,
путепровод, виадук и эстакада
|
|
|
|
20 Путепровод над
проектируемой дорогой
|
|
|
|
21 Мост пешеходный
|
|
|
|
22 Тоннель
пешеходный
|
|
|
7 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ
7.1
Условные графические обозначения инженерных сетей
выполняют в соответствии с таблицей 5, в
которой буквенно-цифровые обозначения приведены в качестве примера и на
чертежах должны соответствовать проектным.
7.2
Трубопроводную, кабельную или воздушную сеть наносят одной линией,
соответствующей оси (трассе) сети, и сопровождают установленными
буквенно-цифровыми обозначениями.
Буквенно-цифровые
обозначения сети наносят в разрывах линии сети с интервалами не более 100 мм, а
также вблизи характерных точек (поворотов, пересечений, вводов в здания и
сооружения и т.д.).
7.3
Сети, прокладываемые в одной траншее или на одной линии опор, допускается
изображать одной линией, указывая виды сетей на полке линии-выноски.
7.4
Сети, прокладываемые в коммуникационных сооружениях, в пределах этих сооружений графически не указывают. Для
указания вида и количества сетей приводят буквенно-цифровые обозначения на полке линии-выноски, проведенной
от сети сооружения.
7.5
В случаях, когда в проекте все внеплощадочные сети
проложены под землей, допускается условно
изображать их сплошной линией с соответствующим пояснением.
7.6
Трассу высоковольтных линий электропередачи (ВЛ), резервную или перспективную, изображают тонкой
штриховой линией. Границу коридора ВЛ изображают
сплошной тонкой линией.
Таблица 5
|
Наименование
|
Обозначение
|
Размер, мм
|
|
1 Инженерная сеть,
прокладываемая в коммуникационных сооружениях:
|
|
|
|
а) на эстакаде
|
|
|
|
б) в галерее
|
|
|
|
в) в тоннеле, проходном канале
|
|
|
|
г) в канале непроходном
|
|
|
|
д) в кабельном канале
|
|
|
|
2 Инженерная сеть,
прокладываемая в траншее
|
|
|
|
3 Инженерная сеть наземная
|
|
|
|
а) на высоких опорах
|
|
|
|
б) на низких опорах
|
|
|
|
в) на опорах по покрытию
здания (сооружения)
|
|
|
|
г) на опорах по стене здания
(сооружения)
|
|
|
8 УСЛОВНЫЕ
ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВОДООТВОДНЫХ
СООРУЖЕНИЙ
Условные графические
обозначения водоотводных сооружений выполняют в
соответствии с таблицей 6.
Таблица 6
|
Наименование
|
Обозначение
|
|
1 Лоток:
|
|
|
а)
Неукрепленный
|
|
|
б)
укрепленный
|
|
|
в)
междушпальный
|
|
|
2 Канал,
канава, кювет:
|
|
|
а) неукрепленные
|
|
|
б)
укрепленные
|
|
|
3
Быстроток, перепад
|
|
|
4 Дюкер
Примечание - Для примера дюкер
показан на сети канализации
|
|
|
5
Водоприемный колодец (дождеприемная решетка - щелевой сток)
|
|
|
6 Труба
водопропускная
|
|
|
7 Дренажная
сеть
|
|
9 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛЬЕФА
Условные графические обозначения элементов плана организации рельефа
выполняют в соответствии с таблицей 7.
Таблица 7
|
Наименование
|
Обозначение
|
|
1 Элемент плана земляных масс
Примечание - Знак плюс (+) обозначает насыпь, минус (-) выемку
|
|
|
2 Точка перелома и промежуточная продольного профиля
автомобильных дорог и водоотводных сооружений
|
|
|
3 Направление проектного уклона рельефа
|
|
|
4 Горизонтальные проектные
|
|
|
5 Уклоноуказатель (автомобильных дорог, водоотводных
сооружений и др.)
Примечание - Вместо многоточия в верхней части
проставляют величину уклона в промилле, в нижней - длину участка в метрах
|
|
|
6 Точка проектного рельефа
|
|
10 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ОЗЕЛЕНЕНИЯ
Условные графические
обозначения элементов озеленения выполняют в соответствии с таблицей 8.
Таблица 8
|
Наименование
|
Обозначение
|
|
1 Дерево
|
|
|
2
Кустарник:
|
|
|
а) обычный
|
|
|
б) вьющийся
(лианы)
|
|
|
в) в живой
изгороди (стриженый)
|
|
|
4 Цветник
|
|
|
5 Газон
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
(информационное)
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] "Условные знаки для
топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500",
утвержденные в 1986 г. Главным управлением геодезии и картографии при Совете
Министров СССР.
Ключевые слова: изображения условные графические, чертежи генеральных
планов и транспорта